Новые карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7530 |
04 Сентября 2017 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В период с 1992 – 1994 года на ОАО «БЕЛАЗ» была изготовлена первая опытно-промышленная партия самосвалов серии БЕЛАЗ-7530 грузоподъемностью 220 тонн. И сегодня, по мнению специалистов, из всей обширной линейки БЕЛАЗОВСКИХ машин самосвалы этого семейства, являются, пожалуй, одними из самых востребованных на рынке. А по совокупности технических характеристик и результатам работы во многом превосходят конкурентов. При создании 220-тонных самосвалов специалистами предприятия был учтен богатый опыт проектирования и эксплуатации предшественников самосвалов серий БЕЛАЗ-7521 грузоподъемностью 170-190 тонн, что послужило основой для разработки будущей надежной конкурентоспособной машины.
Со временем с ростом интереса к машинам серии БЕЛАЗ-7530 увеличилась география их поставок. За всю историю создания 220-тонники производства Белорусского автомобильного завода были поставлены в такие страны как Россия, Китай, Австралия, Латинская Америка, Южная Африка. В дальнейшем были построены новые модификации машин, отличающиеся от первых образцов теми или иными конструкторскими особенностями. По заказу потребителей предприятие стало выпускать самосвалы нескольких модификаций и исполнений в зависимости от комплектации, условий эксплуатации, а также наличия дополнительных систем. Технические особенности Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7530 представляют собой двухосные технологические машины грузоподъемностью 220 тонн с жесткой литосварной рамой и кузовом с задней разгрузкой, с колесной формулой 4х2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Самосвалы этой серии предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования, рассчитаны на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.
На самосвалах устанавливаются дизельные, четырехтактные двигатели фирмы Cummins QSK60-C или MTU DD 16V4000 с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением надувочного воздуха мощностью 1715 кВт (2300 л.с.) при 1900 об/мин. Двигатели оборудованы пневмостартерным или электростартерным пуском, сухими 3 ступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на самосвале установлен предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива. Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы или глушители без обогрева платформы для стран с жарким климатом. На карьерные самосвалы серии устанавливается электромеханическая трансмиссия (ЭМТ). Структурная схема силового блока с ЭМТ включает дизельный двигатель, приводящий во вращение тяговый генератор, который вырабатывает ток, который в свою очередь приводит во вращение электродвигатели. Через бортовые редукторы вращающий момент передается на колеса самосвала (система «мотор-колесо»). Система управления обеспечивает работу и контроль состояния всех компонентов тягового электропривода. С течением времени со стороны заказчиков стали появляться требования о снижении затрат на техническое обслуживание элементов тягового электропривода переменно-постоянного тока и особенно электродвигателей постоянного тока в части замены щеток и обслуживания щеточно-коллекторного узла. Бурное развитие силовых полупроводниковых приборов привело к созданию надежных преобразователей частоты и возможности применения на самосвалах электродвигателей переменного тока. В настоящее время на ОАО «БЕЛАЗ» наряду с карьерными самосвалами с приводом переменно-постоянного тока выпускаются несколько моделей с ЭМТ переменного тока различных изготовителей. Соотношение мощностной и скоростной характеристик тягового электропривода позволило приблизить характеристики машины к параметрам идеальной теоретической бесступенчатой трансмиссии, для которой не требуется переключение передач, сила тока и напряжение, подводимые к тяговым электродвигателям определяют крутящий момент и скорость движения самосвала, обеспечивая плавное изменение мощности при движении. Современная система управления приводом обеспечивает возможность воздействия не только на тяговый электропривод, но и на дизельный двигатель, что позволяет формировать тяговые характеристики, оптимально сочетаемые с характеристиками дизельного двигателя. В конечном счете это позволяет снизить расход топлива при работе самосвала. Отсутствие щеточно-коллекторного узла позволяет снизить эксплуатационные затраты на обслуживание самосвала. Использование тормозных резисторов общей мощностью 2,4 МВт позволяет удерживать постоянную скорость в 15 км/ч на 16%-ном спуске, что способствует увеличению производительности самосвала. Высокая удельная мощность силовой установки и применение на 220-тонниках электропривода переменного тока четвертого поколения позволяет самосвалам развивать скорость до 60 км/ч. Помимо этого в тяговом электроприводе реализованы следующие функции, улучшающие эксплуатационные характеристики самосвала:
Классическая колесная формула 4х2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические характеристики. Принятая схема подвески самосвалов обеспечивает наилучшую плавность хода по сравнению с аналогами и соответственно минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника, трудоемкость замены которого значительно вырастает в случае выработки в процессе эксплуатации. Использование классической схемы редукторов мотор-колес ведущего моста максимально унифицированных с редукторной частью серийных 240-тонных самосвалов позволяет добиться высокой надежности данного узла. Гидросистема привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма объединенная, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. мото-часов. Сегодня для улучшения экспортного потенциала машин серии БЕЛАЗ-7530, повышения их надежности проведены работы по усилению рамы, установлен аксиально-поршневой насос переменной производительности с внешним регулированием, новые телескопические гидроцилиндры подъема платформы с современными уплотнительными и направляющими элементами на основе полимерных материалов со встроенным клапаном плавного опускания платформы. Для улучшения условий работы водителя внедрена кабина повышенной комфортабельности с электронной панелью приборов, которая предоставляет возможность на базе компьютерных технологий в оптимальном режиме следить за состоянием и работой систем самосвала, обеспечивать безопасность процесса движения. В основную комплектацию самосвалов введены опции улучшающие их эксплуатационную привлекательность: система пожаротушения с дистанционным включением с автоматической системой тушения в заднем мосту, что позволило значительно повысить пожарную безопасность машин, введена модернизированная система контроля давления в шинах, усиленная передняя и задняя подвески с увеличением диаметров штоков и шаровых опор цилиндров подвески, установлен предпусковой подогреватель двигателя который позволяет осуществлять легкий запуск дизеля в условиях низких температур, централизованная система смазки, отопительно-кондиционерный блок, система контроля загрузки и топлива, система видеообзора, устройство сигнализации приближения к высоковольтной линии. По заказу потребителя возможно комплектование различными грузовыми платформами обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут комплектоваться футеровкой днища для защиты от износа при перевозке породы с большими абразивными свойствами. Основные параметры технических характеристик карьерных самосвалов cерии БЕЛАЗ-7530 грузоподъёмностью 220 т:
По предварительным маркетинговым исследованиям и анализу рынка, сегодня ка-рьерный самосвал серии БЕЛАЗ-7530 востребован потребителями, а результаты экс-плуатации машины доказали, что приобретение карьерных самосвалов «БЕЛАЗ» грузо-подъемностью 220 тонн позволило горнякам снизить эксплуатационные затраты и повы-сить производительность при перевозках. |